Как выступать публично? Эмоциональный интеллект и его составляющие

Бизнес-тренер по ораторскому мастерству Артем Ступак о том, как применить навыки эмоционального интеллекта в публичных выступлениях.
Один из навыков профессионального оратора — развитый эмоциональный интеллект. Как говорил Цицерон, «нужно не только овладеть мудростью, но и уметь пользоваться ею».
Умение понимать свои и чужие эмоции, управлять ими, предугадывать поведение людей, создавать необходимое эмоциональное состояние у себя и у аудитории — в этом нам поможет эмоциональный интеллект по Дэниелу Гоулману.
Артём Ступак рассказывает, что входит в каждую из пяти базовых компетенций и как применить их в публичных выступлениях.
Самоосознание

№1. Самонастрой
Нет большей ошибки, чем выступать с целью «просто понравиться публике».
Мы испытываем избыточное волнение перед выступлением — боимся оценки действий на сцене, слов, так как внутренне хотим завоевать любовь публики.
Правильное отношение к выступлению и к аудитории — желание помочь, принести пользу людям, поделиться ценной информацией.
В этом случае оратор концентрируется на форме и контенте своего выступления, на контакте с аудиторией, а не на том как он выглядит со стороны, нравится он кому-то или нет.
Если оратор был полезным, он неизбежно завоюет любовь и признание.
№2. Самооценка
Часто на тренинге «Ораторское мастерство» участники, оценивая выступления друг друга, замечают все ошибки и недочеты друг друга.
Их очередь выступать? Критик превращается в робкого юнца с дрожащим голосом и руками, заплетающимся языком.
Выступая, мы всегда знаем или догадываемся, что не выступим без каких-либо недочетов. Но разве в безупречности цель выступления? Конечно же, нет.
Адекватная самооценка оратора — понимание сильных сторон как спикера и
осознанное их использование. Слабые стороны будут нивелированы и не замечены публикой при успешном применении своих талантов и навыков в выступлении.
Главное помнить — следующее выступление будет лучше предыдущего.
№3. Уверенность в себе
Любой спикер начинал свой путь профессионального оратора с ошибок и
неуверенности. И только опыт и практика создают веру в себя и свои возможности.
От того, насколько оратор владеет собой, зависит применение других навыков эмоционального интеллекта в публичных выступлениях.
Саморегуляция

По моим наблюдениям, оратор может находиться в нескольких эмоциональных состояниях:
1. Паника
2. Азарт
3. Эмоциональный подъем
4. Спокойствие
5. Равнодушие
Два крайних состояния — паника и равнодушие — недопустимы для профессионального спикера.
Выступая публично, мы не только делимся с аудиторией полезной информацией, идеями и мыслями, но и передаем эмоции и энергию. Важно создавать у себя необходимое эмоциональное состояние и управлять им.
За 5 минут до выступления волнение максимально. В эти самые секунды вырабатывается адреналин — он дает необходимую энергию.
Если адреналина много, мы начинаем тараторить, суетиться на сцене, зажевывать слова, постепенно скатываться в самооценивание себя в момент выступления вместо того, чтобы концентрироваться на цели. Впадаем в панику.
И другая крайность. Если мы практически полностью убрали не самыми экологичными способами адреналин, то велика опасность оказаться в состоянии «равнодушие» к самому выступлению и его процессу.
Вывод — сбалансированное количество адреналина дает необходимый
эмоциональный подъем и азарт во время выступления, которые и позволяют
быть яркими ораторами.
Если ощущаете, что попадете в состояние «паника», то перед выступлением:
- Сделайте несколько любых физических упражнений
Это поможет убрать лишний адреналин. Например, присядьте десять раз. Но не делайте этого за секунду до выхода — собьете дыхание.
- Спокойно и ровно подышите
Это нормализует кровообращение и поступление кислорода в мозг.
- Десятиминутная медитация
Это позволит сфокусироваться на теле и ощущениях — переключить внимание.
А во время выступления:
Поддерживайте контакт глаз с аудиторией
Не давать себе уйти в самоанализ своего выступления и самооценку.
Двигайтесь по сцене, сохраняя контакт глаз с публикой
Нужно двигаться плавно, время от времени фиксируя позу и жесты.
Делайте паузы, осознанно замедляя темп речи
Вы уберете спешку.
Работайте с аудиторией
Задавайте вопросы в зал, вовлекая в диалог. Ощущая, что публика откликается, вы увидите, что интерес есть, и успокоитесь.
Меняйте форму выступления
Покажите видеоролик, картинку, дайте задание. За это время вы переведете дух и напомните себе, что делать дальше и на чем концентрироваться.
В вопросе избыточного волнения нужно помнить, что мы переоцениваем серьезность мероприятия, уровень подготовки, образования, культуры и ожиданий аудитории. И, напротив, склонны недооценивать себя, свои силы, опыт и статус.
Как правило, мы теряем именно то, что переоцениваем. Оратор начинает делать нелепые ошибки тогда, когда завышает оценку других и принижает самого себя: начинает мямлить и суетиться, не делает нужных эмоциональных акцентов, не расставляет смысловые паузы.
Настраивайте себя на общение с аудиторией как со старым добрым другом,с которым хотите поделиться полезной информацией. Тогда выступление пройдет в атмосфере добродушия и позитива и, что не менее важно, с удовольствием.
Мотивация

Вспомните скучный урок или лекцию преподавателя в школе или в ВУЗе. Учителя с потухшими глазами, безучастно читающего с листа или по слайдам, который, по всей видимости, и сам ожидает завершения мучительной пытки.
По моим наблюдениям, что может быть причиной эмоционального состояния «равнодушие»:
- Самому оратору не интересна тема выступления.
- Спикер оказался на сцене случайно. И, вообще, он — мизантроп-интроверт.
- Профессиональное выгорание. Потерян интерес к этой деятельности.
Я наблюдал ораторов, которые жестко преподносили идеи и мысли — «вбивали» слова в головы слушателей.
Наблюдал эмоционально яркие, но бесполезные выступления. Или, наоборот, серьезный контент был подан как монолог Гамлета — без контакта с аудиторией и какой-либо заинтересованности оратора быть в диалоге.
Спикеру важно найти правильный баланс своей мотивации перед выступлением.
Составляющие внутренней мотивации оратора:
- Желание быть полезным для аудитории
- Получение удовольствия от процесса выступления и общения с публикой
- Любовь к людям и делу
Начните с правильного целеполагания и ответьте письменно на следующие вопросы:
- Что аудитория должна сделать после моего выступления?
- К какой мысли/идее/желанию я хочу привести публику?
- Какую эмоцию я хочу передать людям?
- Какую именно пользу я принесу им?
Итак, себя оратор замотивировал, теперь осталось замотивировать аудиторию, а также поддерживать уровень заинтересованности на протяжении всего выступления.
И вот как это сделать:
Озвучьте тему и цель выступления
Самое главное — конкретные выгоды для слушателей. Что они получат за это время.
Проясните ожидания аудитории
Честно скажите что именно будет, а чего от вас ждать не стоит.
Адаптируйте или меняйте содержание презентации
Это высший пилотаж оратора. В тот момент, когда стало ясно, что аудитория ожидает других результатов, изменить содержание выступления. Это приходит с опытом и с глубиной изучения и проработки темы.
Показывайте практическую значимость тезисов своей темы
Как именно это будет полезно публике.
Используйте приемы вовлечения и удержания внимания
Вопрос в зал, втягивание аудитории в диалог, видеопримеры, картинки, юмор и самоирония.
Умение оратора сохранять уровень своей энергии и держать зал в необходимом эмоциональном состоянии на протяжении всего выступления — задача не из легких, но именно это отличает профессионала от любителя.
Эмпатия

Далеко не всегда аудитория находится в позитивном эмоциональном состоянии. Оратор считывает, какая именно эмоция сейчас управляет публикой.
Как это понять:
Вербальные сигналы
Реплики из зала в отношении вас и темы выступления, характер вопросов в самом начале, озвученные ожидания от встречи.
Невербальные сигналы
Позы тела (закрытые/открытые), выражение лиц, положение головы и взгляд.
Паравербальные
Интонации, с которыми слушатели задают вопросы или отвечают на ваши, тембр голоса и громкость.
Вовлеченность в тему выступления и заинтересованность в диалоге.
Причины изначально негативного настроя аудитории:
- Кто, как и сколько по времени выступал до
Если прошлый оратор был бесполезен и скучен, высока вероятность, что аудитория перенесет это отношение на вас.
- Причины, по которым эти люди пришли вас слушать
Если аудиторию загнали в зал против ее воли, в их глазах вы сопричастны к этому «насилию», а значит «должны понести соответствующее наказание».
- Скептически настроены к теме выступления
Или сомневаются в силе вашего авторитета и статуса.
Способы перевода аудитории в позитивный настрой:
№1. Сразу показать публике искреннее желание не тратить зря их время, а принести за это время какую-то пользу. Показать, что учитываете их мнение и интересы и не будете играть в одни ворота.
№2. Максимально адаптировать выступление под ожидания аудитории, исходя из текущей ситуации.
№3. Даже если ваш статус очевидно значимее всех в зале, общаться с людьми с равной позиции, сохраняя взаимное уважение.
№4. Самоирония. Корректно пошутить над самим собой, показав, что статусы и регалии относительны. Вы — живой человек с эмоциями и здоровым чувством юмора. Но сохраняйте дистанцию с публикой, не переходите на панибратство.
Навыки социального общения

Умение понимать людей, их социальный и культурный уровень, разницу и особенности поколений помогает оратору правильно подготовиться к выступлению.
Социальный анализ — умение прогнозировать реакцию и поведение других людей на ваши слова и поступки.
Продумав весь контент, проверьте:
- Важна ли та польза, что вы хотите принести своей речью именно этим людям?
- Подготовленные аргументы и факты убедят именно эту аудиторию в ваших идеях?
- Примеры, которые вы приводите, являются весомыми именно для них?
- Правильно ли вы выбрали формат выступления и взаимодействия с данной публикой?
- Есть ли что-то в вашем выступлении, что может быть понято двояко и может привести к негативу?
- Ваши заготовленные шутки и юмор корректны для этих людей?
- Вы продумали альтернативные варианты, если что-то пойдет не так?
Мой опыт выступлений в разных аудиториях (возраст, социальный статус, уровень образования и культуры, степень вовлеченности и ожиданий) показал, что формат, методы подачи и способы коммуникации с аудиторией могут кардинально отличаться, даже если на первый взгляд кажется все одинаковым.
Порой и сам заказчик ошибается с техническим заданием для спикера. Из-за этого в самом начале выступления приходится все полностью менять и моментально адаптироваться под ситуацию.
Эмоциональный интеллект помогает спикеру быть результативным, гибким,
импровизировать, держать внимание аудитории, выступать ярко и эмоционально, убеждать. В конце концов, просто получать удовольствие от своего ораторского мастерства.
Хотите понимать, как работать с разной аудиторией и быть успешным оратором? В этом поможет типология поведения людей DISC.
авторизуйтесь